Вопросы и ответы
Рыбальский как на ладони: откровенно отвечаем на вопросы
Что будет с транспортом, где будут школы и магазины, как связан район с Днепром и какое у проекта будущее
Содержание
Часть I: идея
ЧАСТЬ I: ИДЕЯ
Любая архитектура без философии — декорация.
Зачем нам это нужно
Киев без промзон, Днепр без заборов.
Советский союз в прошлом. Индустриальная эпоха в прошлом. Но она оставила в украинских городах гигантские промышленные комплексы — куски территорий, вырезанные из городской ткани. Горожане не могут там гулять, отдыхать, совершать покупки или пить стопроцентную арабику свежей немецкой обжарки. Промзоны окружены заборами, закрывают доступ к воде и изолируют Днепр от киевлян.

Нам не всё равно. Мы восстановим связь с четвёртой по длине рекой Европы и построим классный район. Для всех.
Чтобы район жил в любое время суток, он должен быть полифункциональным и сочетать жилую, торговую, деловую, социальную и общественную составляющую. Тогда утром одни люди будут из него уезжать, а другие – приезжать, а вечером будет происходить обратный процесс. Полифункциональность района позволит его жителям работать рядом с домом и не тратить время на дорогу. Именно такая модель развития Рыбальского полуострова была заложена Генеральным планом 2020 и проектом Генплана 2025. В соответствии с ней мы строим RYBALSKY.
С кого брать пример
Европейский город, а не спальный район.
Мы не живем в XVIII веке. На улице не видно людей в платьях эпохи барокко, никто не ездит на лошадях и не отправляет письма на почту.

Пора проснуться, XXI век за окном. 11 лет назад Стив Джобс показал миру iPhone. В феврале Илон Маск запустил Falcon Heavy в космос. Министр Инфраструктуры Украины взялся за украинский Hyperloop.

На месте не стоит и архитектура. Здания должны быть такими же конкуретоспособными как и технологии. Мы бросаем вызов украинскому рынку и строим инновационный район, тонко вписывая его в контекст исторического Подола. Мы ориентируемся на мировую архитектурную практику и европейский опыт.
Кёльн
Берлин
Гамбург
Копенгаген
Прага
Тампере
Ренн
Торонто
Deutzer Hafen в Кёльне, Германия
Ревитализация района гавани Deutzer Hafen в Кельне. Проект от датской студии COBE превратит старую индустриальную гавань в наполненный жизнью устойчивый район. Архитекторы создают новую городскую достопримечательность — общественный бассейн и огромный водопад в конце гавани. Работа бассейна будет обеспечиваться безопасными для окружающей среды методами с использованием собранной дождевой воды и избыточного тепла из зданий.
Wave в Берлине, Германия
GRAFT разработала новый жилой комплекс под названием WAVE на территории бывшей гавани возле реки Шпрее в Берлине. Источником вдохновения послужило расположение комплекса на набережной. Два L-образных здания стоят параллельно реке друг напротив друга, образуя внутренний двор. Из окон открывается вид на Шпрее и культовую скульптуру художника Джонатана Борофского «The Molecule Men».
HafenСity в Гамбурге, Германия
Развивая новый район города вдоль Эльбы, Гамбург устанавливает новые стандарты. На площади 157 га формируется оживленный город с морским воздухом. Район объединит офисные и жилые площади, культуру и досуг, туризм и торговые объекты — в отличие от центра города, где доминируют офисы и магазины. HafenСity отличается от других крупных международных проектов развития прибрежных зон центральным расположением территории и высокими ожиданиями относительно качества. Это отражается, например, в очень точном смешанном использовании площадей, следовании стандартам урбанистики, экологической устойчивости, инновационном процессе девелопмента.
Krøyer Square в Копенгагене, Дания
Krøyer Plads — пятиэтажный жилой комплекс с выдающимся расположением в центре гавани Копенгагена, спроектированный датскими архитекторами Vilhelm Lauritzen Architects и COBE. Проект, отмеченный наградами и получивший Nordic Ecolabel, уже закончен. Он основан на гипердемократическом контекстуальном подходе, где сложенная форма крыш и архитектурная тяжесть создают диалог между старым и новым, и на современной, чуткой интерпретации архитектурной уникальности старых копенгагенских складов.
Smichov в Праге, Чехия
История Смихова начинается в XIII веке, а сейчас этот район — один из самых быстрорастущих во внутренней части Праги. Несмотря на историческую фрагментированность, район выделяется разнородностью как в социальном, так и в архитектурном смысле.

Квартал состоит из нескольких частей, каждая из которых имеет свою идентичность и уникальную атмосферу. Новая застройка станет уникальным дополнением к этому кварталу и даст импульс к положительному возрождению и интеграции всего квартала.
Генеральный план бывшей промзоны в Тампере, Финляндия
В течение следующих 20 лет Innovation Bay увидит превращение бывшего промышленного района в инновационный центр устойчивого экономического развития, создаст 10 000 новых рабочих мест и разместит более 25 000 новых жителей.
Ilot de l'Octroi в Ренн, Франция
Проект трансформирует территорию вдоль рек Иль и Вилен в зеленое сообщество, где формируются социальные связи. Главная цель — создать новый культурный и рекреационный центр.
The Waves at Bayside в Торонто, Канада
Здания смешанного использования в районе East Bayfront расположены возле нового смарт-района Google/Sidewalk Labs, Quayside.

The Waves at Bayside будет иметь волнообразный фасад с металлическими балконами с видом на воду и подиум, который будет заполнен общественными заведениями, включая гребной клуб и множеством ресторанов и кафе.
ЧАСТЬ II: ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Мы собрали и структурировали все вопросы и комментарии с момента анонса проекта. Отвечаем по-порядку.
Общественные пространства
Улица — главный символ демократии. Так думает мэр Боготы Энрике Пеньялоса. Наша команда с ним согласна.
Общественное пространство — не только совокупность материальных объектов из лавочек, фонарей и фонтанов. Это и культурно-социальные отношения, которые формируются и воплощаются на протяжении десятков лет у горожан. Это местная идентичность, история и колорит. Из этого следует, что главная социальная функция улиц связана вовсе не с городским досугом, а с сохранением культурного разнообразия и демократией.
Анри Лефевр, французский социолог, философ
Вопрос:
Где находятся общественные пространства, как они организованы и сколько их?
Ответ:
9 кварталов района окружены улицами, бульваром и водным каналом. Последние два пространства спроектированы только для пешеходов и доступны всем киевлянам. Места для отдыха будут отличаться по функциям и сценариям: для родителей с детьми, для встреч за кофе, свиданий или уединения с книгой. За ландшафтную архитектуру отвечает Kotsiuba. В их портфолио входит концепция развития территории озера Беюк-Шор в Баку, сквер №3 на Контрактовой площади, ландшафтная концепция Unit City.
Вопрос:
Как попасть на бульвар?
Ответ:
Бульвар открыт с июля 2017 года и доступен для прогулки.
Вопрос:
Предусмотрены ли условия для людей с ограниченными физическими возможностями?
Ответ:
Универсальность и доступность — главный принцип планирования общественных пространств. Каждый квадратный метр спроектирован с учетом доступа людей с особыми потребностями.
Транспорт и пробки
Надо бороться с причиной пробок, а не с симптомами.
Никто утром не стоит в пробках на Дарницу. Киевляне едут в обратном направлении, подальше от спального района. Киев состоит из десятков подобных спальных районов. Это автоматически формирует потребность в машине. Люди заранее готовятся к регулярным поездкам в центр.

Рыбальский станет новым центром. Там будет всё, что есть в центре, только в два раза лучше. У жителей не будет причин покидать район — работа, спорт и отдых будут в пешей доступности. Это шанс понизить спрос на автомобили и уменьшить ежедневную маятниковую миграцию.

Улицы, окружающие Рыбальский, перестанут быть транзитными. Жители соседних районов смогут проводить рабочие дни, встречи и выходные на Рыбальском. Это снизит нагрузку на центр.
Маятниковая суточная миграция
Когда люди утром выезжают из спального района, чтобы провести рабочий день в центре, а вечером они возвращаются в свой район.
Вопрос:
Увеличатся пробки из спальных районов в центр. Будут тянучки утром и вечером!
Ответ:
В КГГА провели математические расчеты в транспортной модели Киева. На основании полученных данных была разработана транспортная модель с перераспределением потоков. Так, автомобили и общественный транспорт будут двигаться быстрее, связность района с другими увеличится, а улицы станут безопасней. Позитивно на скорость движения влияет развитая сеть улиц, предусматривающая разный набор маршрутов.
Вопрос:
Рыбальский будет запаркован машинами. Где люди будут парковаться?
Ответ:
Под каждым кварталом находится двухуровневый паркинг на ≈ 200 мест. С помощью приложения Sfera мы запустим Park Sharing: сдавайте парковочный лот другим когда выезжаете из дому, а система автоматически перечислит деньги на ваш счет за использование места.
Вопрос:
А если люди начнут парковаться на тротуарах?
Ответ:
Это невозможно. На тротуарах установлены болларды.
Вопрос:
Гулять возле магистрали — опасно.
Ответ:
Правда. Возле магистрали опасно гулять. Согласно ДПТ, магистраль превратится в безопасную улицу с дорогой-дублёром, мостовой и велодорожками.
Вопрос:
Рыбальский не состоится до тех пор, пока не будет полностью застроен — там не будет микроклимата.
Ответ:
В июле 2017 года проведён конкурс с целью комплексной активизации территории полуострова. Ознакомьтесь с результатами конкурса, часть из них воплотится в жизнь. Увеличение плотности связей Рыбальского с другими районами — одна из фундаментальных задач нашей команды.
Боллард
Столбик, препятствующий несанкционированному заезду.
Дорога-дублёр
Боковой проезд с перпендикулярной зоной парковки и максимальной скоростью 20 км/ч.
Садики и школы
Make school great again
На полуострове появится Rybalsky Family Port — школа, в которую мы отдали бы собственных детей. Да и сами с удовольствием там учились бы.
Детский садик
Детский сад для 130 деток
Средняя школа
Школа полного дня для 280 детей
Семейный клуб
В здании расположен детский игровой клуб, центр для подростков, семейный коворкинг и семейное кафе
Игровые площадки
На крыше оборудована спортивная площадка с защитной сеткой для школьников, а во дворе — площадка для самых маленьких
Дворы
Детям — счастливое детство.
Родителям — тишину и хороших соседей.
Каждый квартал объединяет двор. Только жители квартала и их гости имеют к нему доступ.

В центре двора — игровая площадка. Родители могут наблюдать за игрой детей из окна. О готовности обеда можно сообщить своему чаду прямо с балкона. Благо, застройка от 9 до 12 этажей.

Детская площадка — место для первых самостоятельных шагов. Там ребёнок получает информацию об окружающем мире. Мы используем разнообразные текстуры и материалы: резина, песок, пластик, ткань, металл и так далее. Такой мир пробудит в ребёнке фантазию, удовлетворит исследовательский интерес и будет стимулировать активность.
Вопрос:
Как же ребёнку самому гулять, если вокруг мчатся машины?
Ответ:
Снаружи квартала предусмотрены современные инженерные решения, которые делают движение автомобилей безопасней: установка лежачих полицейских и приподнятых пешеходных переходов, снижение средней скорости, разработка мер по повышению внимания водителей (дорожные знаки и разметку будет видно лучше, количество наружной рекламы уменьшиться).

Внутри квартала (во дворе) машин и дорог вообще нет. Парковка находится под землёй.
Вопрос:
Как будет проветриваться двор? Не будет ли там душно?
Ответ:
Лестницы во двор расположены по диагонали. Это обеспечивает естественную вентиляцию.
Вопрос:
Как позвать соседей на пикник? А что если они против?
Ответ:
Каждый дом обслуживает управляющая компания Атмосфера. Она предоставляет всем жителям приложение Sfera. Его ключевой принцип — домократия — предполагает возможность выдвигать инициативы и договариваться с соседями. Соседи могут поддержать идею, просто лайкнув её.
Заборы и доступность
Повсеместные заборы — одна из главных причин феномена социального недоверия, который всё сильнее укоряется у украинцев. Мы пытаемся отгородиться везде. Даже на кладбищах стоят заборы. Хотя, казалось бы, от кого там ограждаться?
На Рыбальском есть четкое разделение пространств на общественные и частные. Двор принадлежит жителям и их гостям. Улицы, бульвар, канал, набережная — проницаемые территории, доступные всем. У Агентов Змiн вышла публикация про закрытые и открытые территории, советуем.
Работа и досуг
Новый экономический, культурный, рекреационный центр.
На Рыбальском предусмотрен активный первый этаж. Там разместятся кафе, коворкинги, парикмахерские, офисы, библиотеки, театральные студии, магазины — полный комплект инфраструктуры для работы и досуга.

Мы тщательно подходим к выбору операторов, чтобы разместить кофейни с лучшими бариста, рестораны с лучшими шефами, лавки с лучшими продуктами.
Вопрос:
А если пешеходы будут мешать жителям спать?
Ответ:
В Рыбальском не будет инфраструктуры для активной ночной жизни. Шуметь в жилых домах после 23:00 запрещает украинский закон. А пешеходы на улицах — это хорошо. Они порождают социальный патруль, автоматически делая их безопаснее.
Вопрос:
Если это магазины и кафе, то получится ли заполнить ими все кварталы Рыбальского в условиях вечно кризисной украинской экономики?
Ответ:
Мы реализуем программу по наполнению улиц Рыбальского лучшими предприятиями. Речь не только о магазинах и кафе. Будет медицинский кластер с кабинетами семейного врача, аптеками, стоматологией и частными медицинскими практиками. В офисных помещениях будут IT-компании, художественные и архитектурные мастерские, юридические фирмы, нотариусы. Рассматривается запуск мебельного кластера с прогрессивными молодыми мебельными студиями Украины.
Водный канал
Выход к воде прямо с парадного.
Многим жителям Рыбальского повезет любоваться из окон квартир видом на Днепр. Мы считаем, что этого недостаточно, и построим канал между жилыми домами. Вдоль канала будет пролегать пешеходная улица, на которую будут выходить рестораны с летними террасами, вкусной кухней и демократичными ценами.
Вопрос:
Что будет на канале кроме ресторанов?
Ответ:
Мы построим два велопешеходных моста через канал. У воды обустроим общественное пространство, зеленую зону, установим фонтаны.
Вопрос:
В канале можно будет купаться?
Ответ:
У воды можно отдыхать, с водой можно играть, можно заниматься рыбалкой, кататься на катамаранах или байдарках, кататься на коньках зимой. Но не думаем, что купаться в Днепре в границах Киева — хорошая идея. Очистка акватории Днепра — большая задача для всей столицы.
Вопрос:
Канал ведёт в тупик. Циркуляции не будет и вода может загнить.
Ответ:
Вода стоять не будет, лишние запахи исключены. Во время пуска первой очереди циркуляция воды будет обеспечиваться механическим способом — оборудование обеспечивает фильтрацию и противоток. В будущем канал будет самотёчный.
Набережная Днепра
Вернём реку киевлянам.
Часть набережной Днепра от Подольского мостового перехода до Петровского железнодорожного моста мы реконструируем и обустроим там общественное пространство, где можно будет гулять, бегать, кататься на велосипеде. Обновленная набережная будет открыта для всех желающих.
Вдумайтесь: Согласно исследованию texty.org.ua, 85% территории Днепра в границах Киева изолирована.
Вопрос:
Там же шумно. Как там отдыхать?
Ответ:
Шум дороги не будет проникать за счет вертикального барьера — набережная расположена на 6 метров ниже уровня дорожного полотна. Бетонный парапет под дорогой выступает экраном. Он принимает на себя и отражает вверх шум колёс, основного источника шума при движении машин. К тому же, новая транспортная схема предусматривает методы успокаивания дорожного движения, минимизируя шум автомобилей.
Вопрос:
А как туда попасть?
Ответ:
Набережная Днепра объединяется с Рыбальским через тоннель под Набережно-Рыбальской. Тоннель будет находиться на одном уровне с каналом — это не подземный и не надземный переход. Он не пересекается с автомобильной дорогой, образуя безопасное пешеходное соединение. Попасть на территорию набережной на машине будет невозможно — это пространство для людей.
Экология
Чем больше проект, тем больше ответственность.
Индустриальный образ жизни, заводы в центре и машины, загрязняющие воздух — прерогатива прошлого столетия. Киев и его жители нуждаются в более экологичных видах транспорта.
Вопрос:
Предусмотрены ли зарядки для электротранспорта?
Ответ:
Заряжать электромобили можно в подземном паркинге. Для стимулирования использования электрокаров мы введём преференции, вроде приоритета на уличную парковку или скидки.
Вопрос:
А как же деревья?
Ответ:
Только на бульваре и канале мы высаживаем 127 взрослых деревьев. Весь район — город в парке. Деревья, кусты, газон — зелени будет в изобилии. Крыши будут зелёными — на террасах предусмотрено место для садов.
Вопрос:
Холодный ветер зимой будет гулять по прямым улицам от реки.
Ответ:
Последние 50,000 лет люди селятся возле рек и морей. Вода — одно из условий формирования города. Киев — не исключение. Без Днепра не было бы города. Вода — это красиво, есть где побегать, есть на что посмотреть. Не существует инженерных решений, которые полностью остановили бы ветер со стороны морей, океанов и рек. И не надо. Ветер будет, и это прекрасно.
Инсоляция
Ничто не заграждает солнце. Дома — невысокие, а вокруг нет гигантских офисных зданий.
Все хотят быть на солнце: прохожие, мамы с детскими колясками, бабушки с дедушками. На солнце и улыбаться хочется больше. И фотографии выглядят лучше.

Чтобы жители были счастливые, Рыбальский должен заливаться солнцем. На этапе проектирования мы провели математические расчеты, чтобы обеспечить попадание солнечных лучей даже в самые дальние уголки дворов. Норма в 2,5 часа обеспечена в каждой квартире.
Шумоизоляция
Меры снижения шумового загрязнения
Рыбальский окружен поясом из деревьев. Он выступает дополнительным буфером между дорогой и квартирами. Согласно новой транспортной схеме, часть магистралей мы превратим в безопасные комфортные улицы, по ширине не больше Жилянской или Саксаганского.
Киев сити
Почему идея с миллионом офисных м² нежизнеспособна.
В 2000-х архитекторы мечтали построить на Рыбальском «Киевский сити». Проект подразумевал район с высотными зданиями под офисы.

Но не всё, что хорошо выглядит в фильмах про Нью-Йорк или Токио, хорошо работает в Киеве. Миллион квадратных метров создали бы транспортную катастрофу. Это негуманно. Это просто несовременно. В начале лонгрида мы показывали примеры с других стран. Ровняться на них гораздо полезней, чем на картинку из 2000-х.

Монофункциональный офисный район стал бы очередной причиной маятниковой миграции — сама идея не предусматривает жизнь в районе, только работу.
Ленинская Рыбальская кузня
Представьте, что вас от центра отделяет один район. Каким бы вы хотели его видеть: промышленным или жилым?
Гигантские индустриальные парки не должны находится в черте города, а тем более в его центре. Место промышленных предприятий занимают новые молодые инновационные предприятия. Мы уверены, что территорию Ленинской кузни можно насытить подобными функциями, не разрушая историю. Но это только идеи. Территория завода не принадлежит нам и мы не можем на неё влиять.
Вопрос:
Что будет с парком моряков?
Ответ:
Парк моряков не входит в зону проектирования. Но мы хотим сохранить его и готовы взяться за благоустройство.
Рыбальский мост
Уникальный киевский мост превратился в нерабочую транспортную артерию. Больше десятилетия он находится в аварийном состоянии. После реконструкции им смогут пользоваться жители правого и левого берега. Реконструкция моста находится в компетенции городской администрации. В КГГА пересматривают организацию движения по мосту. Среди обсуждений — новая пешеходная аллея по центру моста и выделенная полоса для трамвая.
ЧАСТЬ III: РЫБАЛЬСКИЙ СОБСТВЕННОЙ ПЕРСОНОЙ
Визуализация будущего*
*наступит совсем скоро
9

Кварталов
2,500 м²

Площадь внутреннего двора — больше футбольного стадиона
6,600 м²

Площадь для досуга на территории бульвара
11,500 м²

Пространства для отдыха возле воды
Задавайте вопросы, пишите комментарии, заходите в отдел продаж
(044) 498 02 00
rybalsky.com.ua
Набережно-Рыбальская дорога, 3-9, Киев, Украина
Войти на территорию можно с бульвара
Спасибо за внимание
Всегда ваши, Saga Development — ex Riverside Development
Icons made by Zlatko Najdenovski from www.flaticon.com is licensed by CC 3.0 BY
Icons made by Nikita Golubev from www.flaticon.com is licensed by CC 3.0 BY